MedLink: для медицины будущего… и настоящего

Webis Group стала участником медико-технического кластера Московской области со своей уникальной разработкой. Система MedLink повышает оперативность и качество медицинских услуг за счет комплексной автоматизации большинства типовых задач для всего персонала – от медсестёр и лаборантов до узких специалистов и главврачей. Как это происходит, рассказывает ведущий разработчик MedLink Илья Столупин.

– Несколько лет назад в сфере здравоохранения началось активное внедрение компьютерных и информационных технологий, в том числе переход от бумажных носителей к электронному документообороту. Такая политика определена на государственном уровне и требует качественных программных инструментов.

Компания Webis Group обладает огромным опытом в создании многофункциональных интернет-платформ и закрытых программных комплексов. Мы предлагаем оригинальные, эффективные и простые в эксплуатации пакетные решения. Именно таким, полезным и удобным для пользователя продуктом является наша система MedLink. Она позволяет:

  • вести электронную историю болезни пациента как по уникальной для медицинского учреждения схеме лечения, так и согласно заложенным медико-экономическим стандартам, при этом значительно ускоряя процесс ее заполнения;

  • связывать с историей болезни пациента любые текстовые данные,  графическую и медиа информацию (включая результаты УЗИ, рентгеновские снимки и прочие материалы);
  • получать предварительно заложенные в систему, рекомендации по методам лечения, согласно выбранным нозологиям;
  • контролировать процесс оказания медицинских процедур, выполнение всех стандартов и предписаний;
  • отслеживать наличие лекарственных препаратов на складах;
  • вести статистический и финансовый учет по широкому спектру показателей

и много других возможностей.

Функционал MedLink достаточно разнообразен, мы продолжаем развивать и совершенствовать этот проект при тесном контакте с представителями медицинского сообщества – нашими действующими и потенциальными клиентами.

Пример. Пациент приходит на первичный прием. Врач на компьютере открывает уже заполненную в регистратуре форму с общими данными (ФИО, возраст, адрес, номер полиса) и задает обычные вопросы: на что жалуетесь, что беспокоит? При этом ему не нужно каждый раз набирать одни и те же слова: «кашель», «температура», «колики». Основные симптомы по своему профилю он заранее вносит в шаблоны и может добавлять нужную фразу или большие объёмы текста в анамнез, просто щелчком мыши.

Неразборчивый почерк как повод для шуток становится пережитком прошлого.  Электронная история болезни заполняется очень быстро и максимально подробно, при необходимости стандартное описание можно перефразировать и дополнить. Более того, для врачей, которые не обладают высокой скоростью набора текстов, предусмотрен голосовой вариант: в ходе осмотра больного они могут надиктовывать свои наблюдения и замечания под автоматическую запись для дальнейшей расшифровки.

Также в систему заложена возможность фиксации внесенной информации электронной подписью, для защиты от дальнейших корректировок.

В конце приема заключение специалиста фиксируется электронной подписью, после этого вносить в него какие-либо изменения уже нельзя.

В системе MedLink используется международная классификация болезней МКБ-10 с шифрами и кодами заболеваний. Врач выбирает подходящий диагноз и уточняет формулировку. Система ненавязчиво, в качестве рекомендации, напомнит медико-экономические стандарты оказания медицинской помощи: по конкретным болезням, патологиям, протоколам лечения, сочетанию препаратов, медикаментозным назначениям и пр.

К слову, визуализацию процесса медикаментозных назначений мы производили, взяв за основу гистограммы, которые обычно рисуют себе на бумажках врачи. В результате сделали простой и понятный интерфейс, где наглядно видны все этапы назначения и отмены лекарств.

Все обозначенные государством гарантии о защите информации и закрытии личных данных в системе MedLink соблюдены. Доступ к истории болезни имеют только лечащие врачи (строго по своей специализации) и руководитель учреждения (для контроля).

Терапевт или врач общей практики видит каждое событие, связанное с его пациентом: выполнение назначений, результаты анализов и обследований, консультации узких специалистов... При регулярных осмотрах очень удобно вести дневниковые записи, где отражены и текущее состояние, и вся хронология обращений. Любой документ – историю болезни, индивидуальный план лечения, листы добровольного согласия, выписки (эпикризы), санаторно-курортные карты, другие документы – можно распечатать.

Предусмотрена возможность групповых приемов (например, профосмотр школьников) и назначения групповых процедур. Параллельно изучается нагрузка на профильных специалистов: во-первых, чтобы распределять пациентов без очередей и долгого ожидания, во-вторых, чтобы понимать востребованность конкретного сотрудника. При оказании платных услуг это весьма удобный механизм для поощрения лучших работников, которые приносят лечебному учреждению доход.

Система MedLink связана со складом медикаментов, информирует о наличии препаратов, ведет учет остатков. На основе данных справочника «Видаль» предлагает аналоги, предупреждает о противопоказаниях.

Для лабораторной диагностики разработан отдельный модуль «Лаборатория». Он охватывает все этапы оказания лабораторных услуг, начиная от забора биоматериала и заканчивая результатами исследований. Учтены все нюансы и особенности, включая разные виды анализов из одной пробирки, референтные значения исследуемых компонентов для разных возрастных групп и другие факторы.

Очень детально продуман и модуль «Медсестра» – в рамках поля деятельности среднего медперсонала. С его помощью удобно вести температурный лист, выполнять медикаментозные назначения: выдавать таблетки, делать уколы, ставить капельницы… Система адаптирована к мобильным устройствам. Так, медсестра с планшетом может пройти по палатам и моментально сделать отметки по каждому больному: температура, давление и пр.

Чтобы максимально облегчить работу медперсонала, в систему MedLink заложено немало оригинальных и полезных решений. В качестве иллюстрации можно привести такой сервис, как автоматическое назначение пакета услуг (при неограниченном их количестве). К примеру, человек проходит курс реабилитации по программе «Антистресс». За неделю он должен пройти три сеанса массажа, 15 разных видов грязевых и хвойных ванн, трижды посидеть в кедровой бочке, четыре раза посетить сауну и выполнить ещё ряд предписаний.

С нажатием всего одной кнопки система сама равномерно распределяет пакет услуг на весь срок пребывания пациента, учитывая:

  • время его прибытия и отъезда,
  • расписание работы каждого кабинета,
  • удаленность их от места проживания пациента,
  • вместимость процедурных помещений,
  • загруженность специалистов,
  • ограничения по полу (мужчины и женщины отдельно),
  • противопоказания к диагнозам пациента,
  • ограничения по сочетанию процедур в один день,
  • время восстановления после процедуры,
  • возможность получения разных услуг от одного специалиста

и других факторов. Далее врач может точечно подкорректировать план или согласиться с системой.

В системе MedLink предусмотрена поддержка коечного фонда при платном и бесплатном размещении.

Полноценный модуль «Регистратура» позволяющий проводить любые финансовые операции с госпитализированными пациентами (смешанная оплата наличными и безналичными средствами, перерасчёт на различные программы лечения, оформление возвратов, индивидуальные скидки и т.п.). Так же в наличии возможность выгрузки всей финансовой информации в систему 1С: Бухгалтерия.

Директор Webis Group Григорий Попов:

– Мы постоянно получаем обратную связь от учреждений, которые уже используют систему MedLink. Они расположены в Москве, Подмосковье, Центральном федеральном округе, Крыму… Среди самых крупных наших клиентов – медицинский центр «Решма» (это медицинский центр с громадной территорией, сложной инфраструктурой, большим штатом – около 360 специалистов), санаторий Красноусольск (с номерным фондом более 1000 коек), сеть реабилитационных центров «Благополучие».

Систему MedLink можно приобрести как набор нужных модулей с лицензией на определённый коечный фонд. При этом покупатель получает сетевой ключ доступа и в своей локальной сети настраивает рабочие места для персонала. Мы консультируем, сколько может понадобиться модулей для каких врачей и медсестер, какой коечный фонд будет автоматически просчитываться. В перспективе это количество можно увеличить (допустим, при строительстве нового лечебного корпуса или расширении перечня услуг).

На этапе внедрения системы наш сотрудник постоянно находится на объекте, помогает в наладке, обучает персонал, принимает экзамен – готов или нет человек работать в системе. В дальнейшем мы оказываем техподдержку на весь период эксплуатации MedLink. И кроме того, предоставляем возможность хранить весь массив информации на наших защищенных серверах (это дополнительная мера безопасности на случай фатальных сбоев в корпоративной сети).

Наша разработка интегрируется во многие внешние системы: складские, гостиничные, 1С… По заявке клиента мы можем внедрить в обслуживаемый объект только медицинскую часть MedLink. Например, стоматологической клинике не нужен коечный фонд, она будет использовать формы заполнения карт. С другой стороны, почему бы не вести электронные истории болезни в ветеринарных лечебницах: животным тоже ставят диагнозы, назначают процедуры.

Мы не просто автоматизируем типовые процедуры, мы повышаем качество оказания медицинских услуг. Система позволяет контролировать правильность назначений, минимизирует риск ошибки, оставляет врачам больше времени для работы с пациентами.

Гибкость, универсальность и постоянное развитие системы MedLink открывает самые широкие возможности для ее использования в медицинских учреждениях. То, что всего пару десятилетий назад казалось недостижимой мечтой, стало реальностью. И мы не просто приближаем будущее, мы делаем его настоящим.